Многие знают, что Opel - немецкий автомобильный производитель, однако это уже давно не самостоятельное предприятие. К Германии Опель почти целый век имеет достаточно опосредованное отношение, поскольку с 1929 года принадлежал концерну General Motors.
Опель - американский автомобиль?
Еще в 1929 году (то есть до прихода к власти Адольфа Гитлера), General Motors получила 80% долю в акционерном обществе "Опель". Именно тогда на независимости немецкого производителя, по сути, был поставлен крест.
Всему виной, как считается, был всемирный экономический кризис, разразившийся именно в этом году. А годом ранее Опель стал самым крупным производителем автомобилей в Германии. Уже в 1931-м году американцы купили еще 20% акций, став полноценными хозяевами основанной в 1862 году империи Адама Опеля. Завод в Рюссельхайме каждый день производил по 500 автомобилей и 6000 велосипедов.
После покупки Опеля американцами, некоторые модели немецкой компании были попросту уничтожены. Так, поскольку в GM боялись слишком большой конкуренции с топ-моделями своих собственных марок Cadillac и Buick, произведенные в 1928-1929 годах автомобили модели Regent (25 единиц) были выкуплены и уничтожены. В результате, ни один автомобиль не сохранился.
Opel Regent By Bundesarchiv, Bild 102-06825 / Georg Pahl / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5479974
General Motors: финансовая поддержка Адольфа Гитлера
Если вспомнить историю, то в 1933 году состоялись парламентские выборы в Германии, на которой национал-социалистическая рабочая партия Германии получила 33,09% процента и таким образом стала самой многочисленной во всем Рейхстаге - именно это позволило Адольу Гитлеру стать канцлером и в конечном счете повернуть историю не только Европы, но и всего мира вспять.
Кто финансировал партию немецких националистов? В числе многих был концерн General Motors, владевший Опелем.
Слева: Вильгельм Опель и Адольф Гитлер,
Справа: Генри Форд получает Железный крест германского орла
Если в 1928 году Опель был крупнейшим автопроизводителем в только в Германии, то спустя меньше чем 10 лет он производил самое большое количество машин во всей Европе.
Опель: снова немецкий, но не надолго
Ненадолго, впрочем, Опель все же стал снова немецким. В 1940 году компания была национализирована, и производила для нужд Вермахта военные автомобили.
Во время войны, бомбежками союзников завод был практически уничтожен. Кое-что, впрочем, сохранилось в приличном состоянии.
Так, в 1945 году часть оборудования с конвейера в рамках репатриаций было вывезено в СССР. Так Opel Kadett стал выпускаться на заводе малолитражных автомобилей под названием Москвич-400.
После этого началось восстановление завода в Рюссельхайме и собственником Опеля вновь стал американский концерн.
Неудачная продажа Опеля в 2009 году
Спустя 80 лет после покупки американцами Опеля, GM решился продать его. Причиной стало то, что с конца восьмидесятых годов 20-го века концерн стал испытывать трудности. Настолько, что 1 июня 2009 года была запущена процедура банкротства. В качестве кардинальных мер рассматривалось решение о продаже убыточных марок — немецкого Opel и британского Vauxhall.
Именно тогда возник консорциум между Сбербанком, группой ГАЗ и канадской MAGNA. Эта международная группа могла приобрести 55% акций Опеля. Но не сложилось. Несмотря на то, что сделка была одобрена Ангелой Меркель.
По информации ряда российских СМИ, которые ссылались на WikiLeaks, сделка сорвалась из-за одного пункта в контракте: о возможности продажи заводов Opel компании, принадлежащей государству, — то есть, открыть России технологии и патенты.
Позже была информация о том, что в 2011 году марку хотел купить Volkswagen, в 2016 - Fiat Chrysler Automobiles и вот наконец, в 2017 году, Opel наконец продан.
2017 год: Опель теперь французский
Спустя 8 лет после решения о продаже, Опель продан. За 2,2 миллиарда евро: 1,32 млрд получит GM (из которых 670 млн — акциями PSA), а 900 млн — Opel.
Теперь французская Peugeot Citroën Automobiles владеет такими марками, как
Citroën, Peugeot, Opel, Vauxhall, Hindustan Motors иDS Automobiles, что делает группу PSA вторым производителем в Европе.