В середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии родилась новая религия - буддизм, ставшая впоследствии самой ранней по времени появления мировой религией.
Жизнь ее основателя - Будды во многом можно считать как бы «жизнью Христа наоборот». Будда (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни) родился в царской семье. Обстоятельства его появления на свет отдаленно напоминают евангельскую историю.
Вся жизнь Сиддхартхи вплоть до 30-летнего возраста протекала в роскоши и красоте: любящий отец специально создал ему в пяти дворцах «рай на земле», чтобы сын никогда не узнал, что на земле существуют старость, нищета, болезни, смерть. Но принц, мысливший и остро переживающий окружающее, все-таки не выдержал и убежал из своего замкнутого мирка. В его жизни началась длинная полоса упорного поиска причины мирового зла.
Сиддхартха превратился в нищего бродягу-отшельника, стал аскетом, но истина не открывалась. После долгих странствий, искушений и сомнений он, размышляя, однажды вдруг впал в состояние озарения, которое буддисты называют нирваной. С этого момента Сиддхартха Гаутама стал Буддой, то есть «просветленным», «пробудившимся» для истины.
Затем последовал долгий период, когда Будда, странствуя по пыльным дорогам, проповедовал свое учение. У него появились ученики, среди которых нашелся даже свой «иуда-изменник».
Поражают обстоятельства смерти Будды. Она настигла его в возрасте 80 лет. В старости Будда болел, был слаб и дряхл. Он знал, что скоро умрет, знал и как умрет, но принимал судьбу покорно, считая свою миссию на земле выполненной. Однажды, будучи в гостях, он поел жареной свинины, которая оказалась несвежей. Никакого злого умысла при этом со стороны хозяина не было. Будда почувствовал себя плохо. Он лег на приготовленное ему ложе под цветущим деревом, приготовился к смерти и ночью умер.
Единого бога в буддизме нет. Вместо него существует некая пустота... Будда говорил, что существует множество богов, но их существование значит для него не более, чем существование обезьян.
По буддизму изменять следует не мир, не человечество, не государство, а себя. Каждый буддист идет к совершенству сам по себе, индивидуально. Даже боги на этом пути абсолютно ни в чем не смогут помочь человеку.
Таким образом, Будда не спаситель человечества, он не заставляет и даже не призывает людей следовать по своему пути, а лишь указывает его людям.