ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ
Сакюсн-сюме стоит окружении пустоты. Пейзаж, куда ни кинь свой взгляд, лишь пожухлые степные травы, да, если повезет, редкие всадники на низких конях, быть может, потомков приземистых лошадей, с которыми великая армия монголов (предков калмыков), завоевала полмира (в представлении того времени, конечно).
До открытия в 2005 году Золотой обители Будды Шакьямуни, это был крупнейший и главный хурул не только в Элисте, но и во всей Калмыкии.
Как только съезжаешь с трассы и немного углубляешься внутрь степей, сразу замечаешь вдалеке сияющие на солнце верхушки Ступ Просветления, опоясанные лентами с буддистскими разноцветными флажками.
У подножия верхних ярусов Ступ расположились каменные изваяния слонов, поднявших свои хоботы вверх. Можно даже представить, как вот-вот в степи раздастся их трубный голос.
Центральная аллея ведет непосредственно к хурулу. У его подножия - два небесных льва, первый ярус венчают золотые лани, слушательницы первйо проповеди Будды, олицетворяющие чистоту и первозданность. Архитектура постройки отсылает к классическому тибетскому стилю. Таким образом, вся постройка насквозь символична.
Яркие цвета, полное безмолвие вокруг, лишь ветер, который, впрочем, лишь усиливает это ощущение, настраивая на созерцание.
История строительства и освящения
Место строительства к югу от города было выбрано за пределами города близ посёлка Аршан в связи с тем, что планировавшаяся постройка должна была включать в себя не только хурул, но и учебные корпуса. Вопрос о строительстве духовного центра буддизма был поставлен еще в 1989 году.
В сентябре 1992 года Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Калмыкию и освятил место строительства, которое было завершено спустя 4 года.
Торжественное открытие состоялось 5 октября 1996 года.
Церемонию освящения хурула - "раднэ" провел Его Святейшество Далай-лама XIV, в рамках посещения Калмыкии в декабре 2004 года. Её значение состоит в том, что хурул приобретает значение истинной обители божеств.
Читайте также: