По протяженности железных дорог СССР был на 2-м месте после США. Наша страна — великая железнодорожная держава, стальные пути скрепляют ее территорию в единое целое.
Россия и входившие в СССР государства образуют как бы самостоятельную сеть железнодорожных путей в силу более широкой, чем на Западе, колеи. По грузоперевозкам железных дорог с 60-х годов СССР на 1-м месте.
По грузообороту морских портов ни СССР, не попадал в первую десятку стран мира. Мы все же континентальная страна. Но на морской транспорт приходится 60% грузооборота всех видов мирового транспорта!
Морские перевозки все более замещает трубопроводный транспорт: нефте и газопроводы, в меньшей мере — продуктопроводы. Суммарная протяженность магистральных нефте и газопроводов почти вдвое превышает длину железных дорог и в отличие от них продолжает увеличиваться, пересекая даже моря (по их дну).
В СССР, который уступал США по их протяженности, строительство таких сетей началось позже, и были использованы трубы большего диаметра. Результатом были самые большие в мире объемы работы данного вида транспорта (в 1990 году — около 60% в мире).
Автодорожная сеть мира во много раз превосходит железнодорожную, но в силу малой грузоподъемности на нее приходится только 1/10 грузооборота. Вместе с тем по пассажирообороту ей нет равных (8/10).
В СССР и России этот транспорт в силу колоссальных расстояний и неосвоенности большой части территории развит слабее. Автодороги, в силу разных сезонных погодных колебаний, быстрее приходят в негодность, чем в более теплых странах Западной Европы и Северной Америки. Оттого и шутят, что у нас, де, две напасти: «дураки и дороги».
Воздушный транспорт основную роль играет в перевозках пассажиров. В СССР он был очень хорошо развит, и по пассажирообороту страна была на 2-м месте после США.