Роман «Финансист», являющийся первой частью «Трилогии Желания», вышел из печати в 1912 году. В этом произведении Драйзер приступает к осуществлению большого замысла — показать в реалистических образах американский капитализм второй половины XIX века. Проницательным взглядом художника он уловил характерные черты, которыми отмечается начало империалистической эпохи. На первом плане большого полотна, каким является «Трилогия желания», мы видим людей бизнеса, которые наживают целые состояния при помощи различных махинаций и цинично используют в своих целях государственный аппарат США.
Автор собрал большой материал, свидетельствующий о деятельности лидерах финансового и промышленного капитала в Америке, ознакомившись с получившими в свое время широкую огласку махинациями «трамвайного магната» Чарльза Йеркса, который действовал в Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке и Лондоне. Несомненно, что он послужил прообразом Каупервуду, являющимся главным действующим лицом в «Трилогии желания».
Внимательно изучив экономическую и политическую историю США, автор показывает начало жизненного пути финансиста Каупервуда на - фоне важных событий американской истории в 50—60-х годах позапрошлого века. Вопреки утверждениям реакционных американских историков, автор «Финансиста» рисует действительность буржуазной Америки второй половины XIX века не как эпоху «процветания», а как период, отмеченный экономическими кризисами и финансовыми потрясениями.
В первом томе трилогии описаны разрушительные последствия кризисов 1857 и 1871 годов и биржевой паники 1873 года. Такимм образом, апологетам американского империализма, утверждавшим, что США развивались по «особому» пути, что для США не свойственны протииоречия европейских стран, Драйзер противопоставил реальные факты истории. По этому поводу Ленин писал, что «... в капиталистических странах кризис явление старое, повторяющееся от времени до времени, как припадок хронической болезни»
Реалистично изображает автор деловые качества настоящего финансиста. В напряженный период войны Севера с Югом (1861—1865), «Фрэнк Каупервуд сражаться не собирался. Это казалось ему глупым ... Ведь немало бедных, глуповатых, плохо обеспеченных людей, пусть они и лезут под пули .. ».
Автор подводит читателя к выводу, что условия американской демократии способствуют преуспеянию таких людей, как Каупервуд. Среди многочисленных примеров, подтверждающих это, можно указать хотя бы на предоставление Каупервуду для его махинаций крупных сумм из муниципальных фондов Филадельфии. И если на первых порах неудавшаяся афера привела Каупервуда на скамью подсудимых, то в романе очень убедительно показано, что это объясняется не строгостью существующих в США законов, а сговором других, более крупных, чем Каупервуд, личностей ("отцов города"), пожелавших избавиться от опасного конкурента.
Роман был встречен ожесточенными нападками буржуазной критики, обвинявшей автора в «чудовищном преувеличении». «Видеть выставленными на показ подобные вещи... отвратительно, это производит невыгодное впечатление», — откровенно заявил один из литературных обозревателей Уолл-стрита.
Значение «Финансиста» настолько велико, что буржуазная критика, начала обливать Драйзера потоками клеветы сразу же после выхода романа в свет. Даже в 1948 году Джон Чемберлен из Fortune — широко известного делового журнала, писал о том, что американского бизнесмена «оклеветали» такие «безнравственные» сочинители, как Марк Твен и Теодор Драйзер.