ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ
Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами.
Но всё не так просто. Создатели спектакля решили сломать грани между жанрами, сохранив при этом самое лучшее, что заложено в канве оригинального либретто. Традиционно, для российской публики, место действия перенесено за границу (хотя дотошные театралы и историки от культуры вспомнят, что Альфред Грюнвальд и Юлиус Браммер – либреттисты Имре Кальмана, создавая «Принцессу Цирка», поселили героев в имперском Санкт-Петербурге).
В постановке «Московского театра Мюзикла», словно в шейкере, перемешали жанры оперетты, комедии, драмы, цирка и мюзикла. В итоге получился спектакль удивительно яркой окраски, переносящий в мир, который неумолимо ускользает от нас. Это притягательное ретро, которое вовлекает зрителя в мир парижских кафешантанов, частных цирков, поколения последних утонченных аристократов, которых, вот уже скоро сметет прогрессивная буржуазия.
Но пока экстравагантные конферансье с разноцветными глазами представляют артистов, на арене цирка под куполом выступает загадочный артист в маске, публика хочет лишь одного – конечно, любви!
В мистера Икса влюблены все вокруг – каждый вечер он рискует жизнью, не показывая, при этом, своего лица. Заинтригованные, на него идут посмотреть даже принцы крови, графы и бароны – для которых в прежние времена любое посещение такого заведения граничило со стыдом.
В мюзикле два мира – цирковой и аристократический. Но, как показывает время, такое деление вполне условно. Поскольку, как в мире искусства есть место благородству, так и в среде дворян, наоборот, могут родиться заговоры и обманы – но не для того, чтобы одурачить зрителя, а лишь за тем, чтобы разбить чьи-то сердца.
Барон Гастон де Клермон хочет добиться руки великолепной графини Теодоры Вердье, которая вот уже пять лет вдовствует. Она привлекательна и популярна, вокруг нее всегда много поклонников, но дама непреклонна и не хочет связывать себя узами брака.
В то же время, в барона влюблена Агнесса де Сегюр, которая является признанной великосветской интриганкой. По её замыслу, барон выдает загадочного мистера Икс, никогда не снимающего маску, за своего друга Анри и представляет Теодоре на балу, устроенном в честь цирковых артистов. И тут всё как должно было случиться – любовь, которая не знает преград.
История мистера Икса полна тайн и недомолвок. Он – племянник покойного мужа Теодоры Вердье, которого тот лишил состояния и всяких средств к существованию из-за женитьбы. Именно из-за этого, аристократ, которого ждало блестящее будущее, был вынужден стать цирковым артистом. Он пытается понять, за что молодая жена его престарелого дяди оклеветала его перед ним? И не находит ответа, настолько она мила. За месяц встреч между ними крепнут чувства.
Но, однако, какая оперетта без интриги? Барон и Агнесса де Сегюр на очередном званом ужине раскрывают тайну мистера Икса. Великосветская публика хохочет над Теодорой – в случае замужества она становится «принцессой цирка».
У Теодоры тоже есть тайна. Она пытается понять, за что ее оклеветал перед покойным супругом Этьен Вердье (настоящее имя мистера Икса). В письме десятилетней давности тот пишет своему дяде, что она распутная женщина. В ответ он лишает Этьена наследства.
Как выясняется впоследствии, все это были лишь интриги старого графа, который боялся, что его молодая жена сможет увлечься юным племянником. Именно поэтому он поспешил удалить его из своего окружения.
Параллельно рассказывается история любви молодого человека к артистке, выступающей под куполом цирка на круге (при этом надо отдать должное актерам мюзикла – они действительно стараются выполнять многие трюки сами). Но юноша не может признаться о своей любви к этой девушке своей матери – грозной и взбалмошной даме (которую сыграл перевоплощенный Алексей Колган, в своем гриме напоминающий дону Розу из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»).
В мюзикле много акробатических номеров, танцев. Выступают жонглеры и акробаты. Дочь Имре Кальмана, Ивонн, говорила о том, что у ее отца была мечта, чтобы в этот спектакль был интегрирован цирк, и «сегодня впервые за 90 лет это свершилось. Мой отец был бы счастлив».
Интриги и запретные чувства, настоящая любовь, не знающая преград. Всё это – в постановке Московского театра мюзикла.
Приходите на спектакль, где играют Валерия Ланская, Максим Заусалин, Павел Любимцев, Ефим Шифрин и другие.
Когда занавес закрывается, и артисты возвращаются за сцену, умолкает оркестр. А зритель ,словно очарованный, смотрит на то место, где еще пару минут назад кипела жизнь.