Индия — страна древнейшей культуры, истоки которой восходят и III тысячелетию до н.э. Остатки цивилизации, существовавшей 5 тысяч лет назад, были найдены археологами в 1921 году в развалинах городов, располагавшихся в бассейне реки Инд. Раскопки в районе Хараппы, Мохенджо-Даро (ныне территория Пакистана) раскрыли новую, интереснейшую страницу истории древней Индии.
Статуэтка из Махенджо-Даро
Автор фото: Mamoon Mengal - world66.com
Когда-то это были большие города с широкими улицами, трехэтажными домами из обожженного кирпича со сложной системой канализации и водоснабжения. Там были найдены и произведения искусства — глиняные, каменные и бронзовые небольшие скульптуры людей, животных, богов. При раскопках было обнаружено около двух тысяч печатей с разнообразными изображениями. Печати имеют надписи, еще оставшиеся загадкой для современных ученых. Эта цветущая цивилизация перестала существовать во II тысячелетии до н. э.
С середины II тысячелетия до н.э. начинается новый период развития народов Индии, условно называемый «ведическим» от слова «веды»,— так назывались сборники гимнов божествам и песнопений, являющиеся бесценным памятником древнеиндийской литературы. В это время господствует культ Индры, верховного божества брахманизма, распространенного в Индии с древнейших времен, Шивы, Вишну и множества второстепенных божеств, олицетворяющих силы природы,— якшинь (плодородия), нагов (водную стихию) и других.
Эти образы нашли свое отражение и в искусстве. Особенно выразительна скульптура, в которой дано представление о цветущей матери-земле, дарящей людям плоды и продолжение рода,— многочисленные изображения якшинь в образе прекрасных женщин.
В VI веке до н. э появляется новое религиозно-философское учение — буддизм, оказавшее большое влияние на изобразительное искусство Индии. В его основе лежит отказ от кастового разделения, вера в многократное перевоплощение, в нирвану — состояние высшего бытия, которого может достигнуть каждый верующий
По древнейшим преданиям, основоположником буддистского учения был Ситхартха Гаутама из рода Шакья-Муни, отрекшийся от престола ради поиска пути спасения людей от страданий. Он начинает проповедовать свое учение — как пишется в буддийских текстах, «провернул колесо закона». Поэтому Будда первоначально изображался в виде колеса и других символов, связанных с буддийским учением (лотоса, дерева бодхи, отпечатка ступни).
В III веке до н.э. император Ашока, один из самых блестящих представителей династии Великих Маурьев, объединивший Индию в централизованное государство, принял буддизм. Ко времени Ашоки восходят наиболее ранние из дошедших до нас образцов каменной архитектуры Индии - буддийские культовые памятники «ступы» (полусферические сооружения) и пещерные храмы, высеченные в скалах, простые в своем убранстве.
В V — VI веках пещерные храмы уже необычайно богато декорированы. Они повторяли конструкции деревянных зданий и были украшены рельефной скульптурой и росписями. Особенно прекрасны храмы в Аджанте, высеченные на скалистом берегу реки Вакхоры. Поскольку это были буддийские храмы, темы для росписей были связаны с буддийскими легендами — «джатаками» и сюжетами, связанными с историей земной жизни Будды. Но индийские художники, изображая божества, дали развернутую картину жизни современной им Индии. В росписях Аджанты можно найти самые разнообразные сцены — от уличных до дворцовых, самые разные персонажи — от нищих до раджей. Недаром до сих пор говорят, что «в Аджанте во мраке ночи сияет факел жизни».
Впервые изображения Будды в образе человека появились в первые века нашей эры на севере Индии в Гандхаре. К этому же времени относятся фрагменты рельефов с изображениями головы Будды. Гандхарские изображения отличаются мягкостью, проникновенностью, тонкой моделировкой, в них сказалось влияние эллинистической культуры, сложившейся на Востоке после завоеваний Александра Македонского. Постепенно возник канонизированный образ, в котором обязательно должны были быть выражены тридцать два признака совершенства Будды, диктовавшиеся индийской эстетикой. В них входили выпуклость на темени Будды — «ушниша», точка во лбу — «урна», удлиненные мочки ушей, глаза — миндалины, губы — лепестки лотоса и другие признаки красоты. Его поза, жесты рук («мудра») имели строго определенное значение. Существовал своеобразный язык жестов, означавших благословение, поучение, размышление.
С VI века большое распространение получил индуизм, в основу которого легла древнейшая религия Индии — брахманизм. Многоликий пантеон индуистских богов стал главным источником вдохновения индийских скульпторов, создавших удивительные произведения искусства из бронзы, камня, дерева. Выполнение такой скульптуры было связано с правилами, записанными в специальные книги — трактаты «шильпа-шастры», которые ремесленники должны были знать наизусть. Так, классическое изображение Шивы-Натараджа — танцующего Шивы до предела канонизирован. Символическое значение имеют не только поза и жесты рук, но и предметы, которые Шива держит в руках. Барабанчик в правой руке — символ пробуждения к новой жизни, огонь в левой руке — символ разрушения, танец олицетворяет вечное движение Вселенной, четыре руки — сверхъестественную силу, карлик-демон внизу — попираемое ногой невежество.Одна из легенд гласит о том, что именно Шива в облике царя танцоров (Натараджа) научил танцевать небесных танцовщиц «апсар», они научили, в свою очередь, храмовых танцовщиц, таким образом искусство танца в Индии имеет «божественное происхождение».
В древнем трактате «Читрасутра», который начинался беседой между царем и мудрецом, царь вопрошал о том, как создаются изображения богов. Мудрец отвечал, что этого нельзя понять, не постигнув живописи. Царь спросил о законах живописи. Мудрец ответил, что без науки танца правила живописи непонятны. Царь попросил рассказать о танце — мудрец ответил, что танец нельзя постигнуть без знания музыки, а музыку — без знания пения. Художник тем более должен был знать все искусства, чтобы его произведения были живыми, выразительными, динамичными. Постижение ритма и техники танца было естественным источником творчества индийских художников и скульпторов.
автор О.В. Румянцева