В 1988 году в Москве проходил один из последних всесоюзных съездов работников народного образования. Еще совсем чуть-чуть и проекты вместе с перспективами, о которых говорили выступающие, станут ненужными и неактуальными. Повестка дня изменится, но останутся скупо зафиксированные стенографистами строки. Интересным является выступление театрального режиссера и педагога Натальи Сац о детях, воспитании, музыке и театре.
О себе
Я благодарю всех вас за то, что нахожусь среди вас, потому что вы для меня самые родные люди. 70 лет я так же, как и вы, учительствую. Мое учительство более близко, правда, к театру и к музыке. Восемь лет я была и заведующей школой, и работала в детском саду, с рабочими, подростками, и даже с молодыми людьми, находящимися в заключении. Для того, чтобы быть руководителем театра, надо изучать самых разных людей и детей, потому что наш детский театр рассчитан для публики от пятилетнего до студенческого возраста. Эта публика очень разная.
Наталья Сац на стройке (строительство детского театра)
Восемь лет одновременно с работой в театре для детей я была заведующей школой эстетического воспитания, в другие годы вела музыкальные занятия с рабочими-подростками, с дошкольниками. В тяжелые годы моей жизни я продолжала самодеятельную и театральную работу с правонарушителями, поставив в Сибири два спектакля.
О воспитании и выделении гениев
Я боюсь вашей новой тенденции как можно раньше выделять из общей массы наиболее способных детей, подчеркивая еще далеко не до конца выявившиеся их дарования.
Ребенок страшно чувствует, когда его делают привилегированным.
Я считаю: нельзя показывать ребенку, что ты взял курс на него и двигаешь его вперед раньше, чем всех остальных.
Я за то, чтобы и музыкальное воспитание, и живопись, и вообще все прикосновение к художественному воспитанию было для всех.
Я про физику не могу вам столько сказать, сколько вы.
Но мы, музыканты, знаем, что Вольфганг Амадей Моцарт начал быть гениальным с трех лет.
Сергей Прокофьев учился музыке с трех лет.
Но Чайковский-то начал понимать, что он композитор, с 18 лет и Арам Хачатурян тоже с 18 лет, а Дмитрий Шостакович - с 9 лет.
Значит вовсе не всегда можно сразу, что называется, раскрыть человека.
Читайте также: Ролан Быков: безграмотные, эстетически не развитые люди
О музыке
К сожалению, у учителей очень мала возможность посещать лучшие спектакли, концерты, выставки. Что мне хочется сказать вам? Когда мы с вами говорим о музыке, то понимаем, что некоторые из нас не знают ее. Я считаю, что должна быть бронь для учителей на лучшие симфонические концерты в Большой театр, во все лучшие театры тех городов, где вы живете. (Аплодисменты.) Потому что если у нас не будет брони для учителя, то он не сможет расти, так как телевидение слишком увлечено «модой», а нам нужно большое искусство. (Аплодисменты)
Ференц Лист говорил: «Есть музыка, которая сама приходит к вам, а есть такая, которую нужно привести к слушателю». Мы слишком мало даем учителям возможностей соприкасаться с лучшими произведениями мировой культуры.
Вот открывается выставка. Стоят очереди по тысяче человек. Выделите для учителей 200 мест. Конечно, если она не за границей. И в сельской местности в первую очередь необходимо снабжение всей подписной литературой, книгами. (Аплодис-м е н т ы.) Вот тогда слово «учитель» будет звучать гордо. А что мы все время говорим о деньгах. Да, с деньгами трудно, но когда чувствуешь эту нехватку по отношению к нашему духовному миру - это же другое дело.
О культуре общения
Товарищи! Вы приезжаете в дом отдыха, говорите: «Здравствуйте!» - в ответ молчание. «Здравствуйте» - опять молчание.
Мы отучились говорить «здравствуйте».
Наших детей надо воспитывать.
Пусть они, наши дети, знают слово «здравствуйте», пусть знают слово «простите», пусть знают, что когда ты здороваешься с женщиной, то надо прикоснуться хотя бы к своей кепке.
Мы должны, товарищи, воспитывать без всяких нравоучений - весело, шутливо. Ведь воспитывать не значит быть дидактиком, это значит верить в то, что только тот, кто умеет увлекаться, умеет увлекать других. Кстати, это не мои слова, это слова Паганини.
Бездуховность учителей и их учеников
То, что у учителей нет возможности систематически пополнять свой духовный мир, не менее страшно.
Сын одного из наших артистов Дима пришел в школу. Мальчик был очень одарен в музыке. Что же сделал ему другой ученик, который чудесно умел точить карандаши? На что он применил это умение? Он проколол этому Диме барабанную перепонку. Дима сейчас глухой. Когда отец пришел в школу к директору и рассказал об этом, то директор сказал: «Я так устал от этого ребенка, это уже второй случай». Тогда отец спросил, что же они собираются делать с этим ребенком? Директор ответил, что по нашим законам совершивший такой поступок, не достигнув совершеннолетия, не подлежит наказанию. После 3-го случая его будут наказывать.
Нам, товарищи, нужно подумать, что же это такое? Нет, нам сейчас надо не только ставить замечательные цели. Нам нужно бороться. Нам нужно на переменах смотреть, чтобы старшие школьники не били по голове младших. А наши старшие обращаются с младшими с позиции силы. А когда мы оставляем одних наших внуков (а у меня и 8 правнуков), мы же дрожим за них, даже если они в детских садах: не придут ли они в синяках или еще с какой травмой?
Нам надо сейчас подумать, что нам делать с теми, кто нами миущен. Ведь, конечно, и их можно увлечь.
Мне пришлось работать с детьми в исправительно-трудовых лагерях. Мы поставили спектакль «Бесприданница», потом поставили спектакль «Без вины виноватые». Мне, повторяю, приходилось работать с разными людьми, и я знаю, что всех можно заинтересовать, всех можно увлечь.
Им нечего делать, у них же страшно много свободного времени, и у них нет никаких кружков. При каждой школе должны быть кружки.
Об истоках детского театра
Я тоже еще не старая - мне 85. (Аплодисменты.) Я работаю в театре для детей 70 лет и 5 месяцев. Было такое время, когда интеллигенция саботировала, и брали таких девчонок.
С чего начался детский театр? С того, что мне было выделено несколько подвод и одна лошадь. Иногда эта лошадь чуть не подыхала, потому что было очень голодное время. Мы посадили на подводы Гоголеву, Игоря Ильинского, Игумнова и отправили их на рабочие окраины. Вот с этого начался замысел детского театра.
70 лет тому назад был открыт первый детский театр в Москве и вообще в мире. Октябрьская революция подарила детям то, чего еще не было в мире, - театр для детей. Их собственный театр. И вот в этом первом театре работали Саульский, Голейзовский - талантливейшие люди... Но в театре было так холодно, что у детей изо рта шел пар. И вот я заметила, что у меня на премьере Мейерхольд. Я хотела пройти к нему, а тут сидит заведующий дровяным отделом. Мейерхольд померк. Я села к заведующему дровяным отделом. И после многих усилий он подписал бумагу на три сажени дров. Два следующих дня было теплее. Но согревать, доставать, пробивать, строить - мы все это должны во имя детей...
Читайте также: